Ярлыки
Клуб по интересам
(13)
Наш support
(185)
Обсуждаем матч
(117)
Перемываем косточки
(978)
Приколы и проколы
(31)
Футбол и кино
(8)
TV FM архив
(62)
Баннер для обмена
Брехаловка на Facebook
Партнеры
Самый точный метеопрогноз
andrew. Технологии Blogger.
пятница, 12 ноября 2010 г.
О футбольных болельщиках
Фанаты. Кто они?
Итак, начинаем эту несомненно интересную тему. Наверняка мне укажут на неточности и т.д. Но тем не менее рискну... Затаили дыхание, запаслись свободным временем - нескучного вам чтения.
Футбольные фанаты в современном своем виде, - достаточно молодое общественное движение. Оно берет начало с середины 60-х гг. прошлого века в Англии, когда появляется молодежное течение, чьим главным интересом был футбол. Вокруг этого интереса и начинается складываться субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, общая манера поведения, общность интересов и т.д. В самой Англии все 70-е и 80-е годы проходят под знаком футбольных фанатов, а если говорить точнее - футбольных хулиганов. Постоянным дракам на околофутбольной почве, в которых принимали участие сотни человек, уделялось огромное внимание со стороны СМИ. Футбол стал ассоциироваться, прежде всего, с беспорядками на трибунах, нежели с самим видом спорта. Довольно быстро это явление вышло за пределы Англии. Футбольные фанаты стали появляться во всех европейских странах, даже в СССР, защищенным, казалось бы, плотным информационным занавесом. Правда, в нашей стране это явление до середины 90-х годов не было столь массовым, как в других, более открытых в информационном плане государствах. Тем не менее, факт остается фактом – футбольный фанатизм становится поистине интернациональным движением. Во многих странах начинают создаваться фанатские группы по образу и подобию английских. Сегодня более 80% всех фанатских группировок в самых разных европейских странах носят английские названия, включая и Украину.
Уникален футбольный фанатизм и тем, что достиг широчайшего распространения, при этом, не имея никакой политической или аполитичной идеологии. Скорее, можно говорить о едином стиле жизни, общей для всех футбольных болельщиков привязанности к футболу. При этом, футбольный фанатизм является открытой системой, в которую могут проникать практически любые идеи, не вызывая отторжения со стороны субкультуры. Т.е. футбольные фанаты могут быть и националистами и ультралевыми, и ультраправыми. Причем, футбольный фанатизм настолько многогранен, что может служить объектом исследования для практически любой науки, имеющей отношение к изучению взаимоотношений человека с внешним миром. Для социологии найдется немало интересного при изучении социальной структуры людей, входящих в эту субкультуру. Политологи поразятся разбросом политических воззрений представителей фанатского движения. Психологам, как минимум, можно будет лишний раз поработать над «психологией толпы». Да и для человека, изучающего общественные движения, эта тема небезынтересна: футбольный фанатизм «красной нитью» проходит по всему обществу, не смешиваясь ни с одной из других субкультур и общественных движений, при этом неся в себе их черты за счет вовлечения людей из других субкультур и социальных явлений.
Неверным было бы сравнивать появление и развитие околофутбольных молодежных группировок в СССР, с существующими в свое время группировками в Англии, прежде всего из-за разной политической системы этих государств. Но, как только Украина взяла курс на демократизацию общества, количество футбольных фанатов пошло вверх. Это связано прежде всего с либерализацией сознания. В том смысле, что население страны получило больше, чем при советской власти свобод. Прежде всего, свободу слова, свободу мышления и т.д. Плюс ко всему, потоком с Запада хлынула информация о заграничном образе жизни, тогда как раньше, хотя она и была доступной, количество этой информации было не в пример меньше, чем сегодня. Естественно, что самым восприимчивым слоем общества, принявшим «новые правила игры», стала молодежь. При этом она восприняла не только лучшие аспекты западного образа жизни или манеры поведения. Интересен и тот факт, что начальные этапы развития футбольного фанатизма в нашей стране схожи с начальными этапами футбольного фанатизма в Англии, т.е. наше начало девяностых годов с их семидесятыми годами. Футбольный фанатизм слишком сложное социальное явление, чтобы появится в какой-то стране на пустом месте и сразу же приобрести современные черты. Поэтому развитие отечественного фанатизма проходило во многом в русле развития того же явления в Англии, только в несколько раз быстрее. Но, тем не менее, оно прошло почти все этапы становления, что и в других странах.
Сегодня футбольный фанатизм встречается во всех государствах, где футбол имеет хоть какую-то популярность. В это движение вовлечены практически все слои общества, от детей портовых грузчиков, до президентов банков, хотя государственные деятели и представители службы правопорядка, занимающиеся этой проблемой, пытаются нарисовать несколько иную картину, где футбольные фанаты принадлежат исключительно маргинальным слоям общества. И это повсеместное явление, чьи циклы развития одинаковы для каждой из стран, схожих друг с другом по государственной, политической и социальной обстановке. В Северной Америке эта проблема серьезно не стоит, хотя отдельные ее проявления и встречаются. В странах же Латинской Америки и Балканах (прежде всего Сербия) футбольные болельщики настроены гораздо более экстремистски, нежели где-либо.
Возникновение фанатского движения
По всеобщему мнению движение, что в наше время называют фанатским, берет начало в Англии. Именно в этой стране поддержка своей футбольной команды получила те формы, что называются в наше время футбольным фанатизмом. Именно английские фанаты прославились на весь мир как основатели этого движения. Уже копируя опыт английских суппортеров и добавляя в него свои специфические национальные особенности фанатизм пришел в другие страны Европы.
Насилие на футбольных стадионах появилось с самого начала футбола. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием футбол, которые влекла за собой все новые и новые вспышки насилия. Через 300 лет на такой же шаг пришлось пойти и Оливеру Кромвелю . Стоит отметить, что под словом «футбол», то понятие, что мы вкладываем сейчас, появилось где-то в середине XIX века, а тот спорт, что запрещал король Эдуард III и Оливер Кромвель, был ближе все-таки к современному регби. Однако можно говорить о том, что именно современный футбол стал преемником того, средневекового английского футбола, по части футбольного фанатизма. Именно на футболе (до, после, во время – не в этом суть) в современном понимании этого слова зародилось то, что называется сейчас футбольным фанатизмом. Ни регби, ни крикет, ни любой другой традиционный английский вид спорта этим «похвастаться» не может. Стоит отметить и тот факт, что до середины XIX века в слово «футбол» вкладывалось понятие любой игры с мячом. В каждом городе в это слово вкладывался свой вид спорта, со своими правилами. И если откуда пошел современный английский футбол сказать сложно, регби появилось в колледжах и школах города Регби. Говоря о футболе , стоит отметить, что Футбольная ассоциация (она существует и в наше время, объединяя все профессиональные футбольные клубы Англии) появилась в 1863 году, а регулярно матчи стали проводиться с 1988 года.
Уже в XIX веке за футбольными клубами шлейфом потянулась волна околофутбольного насилия. «Крикетный клуб Хотспурс», сформированный из двух групп студентов северного Лондона, провел первый матч на Тоттенхэм Маршез. Уже с самого начала клуб играл достаточно успешно, у него стало появляться все больше и больше зрителей и… стали происходить первые драки. Что интересно, в драках принимали участие и футболисты. Правда, тогда еще не было никакой организации порядка на стадионах (скорее, на площадках для игры в футбол), беспорядки начинались с того, что болельщики проигрывающей команды начинали закидывать команду соперника овощами. В основном они посещали матч пьяными, из-за чего драки вспыхивали беспрестанно. В результате клубу приходилось менять площадки, надеясь, что новая арена окажется безопаснее предыдущей. В 1899 году «Тоттенхэм» переехал на «Уайт Харт Лэйн», свою постоянную арену.
Перед Первой мировой войной беспорядки на футбольных матчах не были чем-то необычным. Большинство игр, в которых хозяева терпели поражения, не были доиграны до конца. Болельщики просто выходили на поле и отказывались покидать его. Участились случаи атак на игроков и судей, и именно это впервые заставило Футбольную ассоциацию вмешаться. Факты свидетельствуют, что в период с 1894 по 1914 год было зафиксировано 238 инцидентов на футбольных матчах. Но эта цифра охватывает лишь те случаи, о которых судьи доложили ФА. Число инцидентов резко снизилось во время Первой мировой войны (что неудивительно) и оставалось таким до окончания Второй мировой войны. Но беспорядки все равно происходили и часто отличались жестокостью. «Миллуолл», к примеру, с 1934 по 1950 год четыре раза был вынужден проводить домашние матчи на других аренах, так как его арена дисквалифицировалась. Последний раз из-за того, что толпа из 200 человек атаковала судью после матча с «Экзетером».
После войны начала складываться обстановка, которая привела к возникновению футбольного фанатизма в том смысле, что понимается сейчас. Но обо всем по порядку. После войны самомнение британцев было как никогда высоким. Победа в войне сплотила нацию, но империя в то время была на грани распада. В 1956 году Англия была вовлечена в конфликт из-за Суэцкого канала. Экономическая обстановка была крайне неблагоприятной, и к концу 1957 году в газетах стали появляться статьи о выступлениях недовольной молодежи, которые иногда случались на футболе. Отчеты о матчах в спортивных газетах все чаще включали в себя сообщения и беспорядках на трибунах. В это время впервые появился термин, которым мы пользуемся и по сей день. Породила его фамилия одной ирландской семьи, которая в XIX веке не давала спокойно жить населению западного Лондона. Так слово “Hooligan” (Houlihan) вошло в историю . С появлением рок-н-ролла появилось новое явление в молодежной культуре - движение тедди-боев. Впервые у молодежи появилась своя культура, а ее отличительной особенностью, наряду с прическами, одеждой и музыкой, стало насилие. Тедди-бои оказали на околофутбольную культуру огромное влияние. Их большие группы ходили на матчи в поисках приключений, и большинство беспорядков в те годы произошли именно из-за тедди-боев. Следовательно, требовалось все больше полиции на стадионах для обеспечения порядка. Очень много ущерба причинялось частному и государственному имуществу, в частности поездам, на которых фаны ездили в другие города. На смену имеющим политическую идеологию тэдди-боям (в основном они придерживались анархических взглядов), пришли аполитичные моды и рокеры. Число футбольных инцидентов, связанных с футбольным насилием, уменьшилось. Уменьшился и интерес со стороны молодежи к футболу. Однако именно в это время и появляются первые футбольные фанаты. Т.е. люди, которые не просто пришли на футбол поболеть за свою команду, но и стали частью субкультуры со своими законами. Одним из толчков к развитию хулиганства в Англии стали телетрансляции матчей Чемпионата мира 1962 года из Чили. Впервые английские фаны могли видеть, как другие болельщики поддерживают свои команды. Это дало импульс для возвращения интереса молодежи к футболу. Вскоре после Чемпионата мира фанаты в Англии стали создавать свои группировки, которые собирались в определенных секторах стадиона (как правило, за воротами из-за дешевизны билетов). Эти группы считали тот или иной сектор своим. Эти сектора стали местом встречи определенных людей в дни матчей. С этого времени стал меняться весь процесс поддержки команды . Относительно этого времени можно говорить, что начинает складываться определенная культура футбольной поддержки. Постоянный сбор людей в определенном месте, в одно и то же время не мог не повлечь за собой возникновения, скажем так, «клубов по интересам». Где интерес был один – максимальная поддержка своей команды.
Все больше молодых людей приобщались к культуре футбольных фанатов. Трибуны стадионов в то время были местом, где неприятности встречались редко. На трибуны шли, чтобы болеть за свою любимую команду. Уже в то время на трибунах стали выявляться лидеры, и сейчас ясно, почему именно сектора за воротами стали мишенью для хулиганов.
1963 год очень многое изменил в жизни британского общества. Была отменена обязательная служба в армии. Молодые британцы получили свободу, о которой раньше могли только мечтать. Как следствие, им становится некуда девать время, а футбол, как известно, в Англии всегда был самым любимым зрелищем. Резко увеличилось количество футбольных хулиганов. В этом же году футбольный клуб «Эвертон» первым установил железные ограждения за воротами. В 1965 году в газете «Таймс» появилась статья, суть которой состояла в том, что английским клубам следовало бы воздержаться от участия в европейских турнирах до тех пор, пока болельщики не научатся себя вести. Эта статья повлекла за собой небывалый всплеск насилия. В 1965 году болельщики футбольного клуба «Миллуолл», самые грозные футбольные хулиганы того времени в Англии, на выезде, на стадионе клуба «Брентфорд», кинула на поле ручную гранату, правда, нерабочую. Чемпионат мира, который должен был пройти в Англии в 1966 году, оказался под угрозой срыва. Впервые пресса обратила самое пристальное внимание на околофутбольные события. Стало публиковаться множество статей и фотографий на эту тему. Складывалось ощущение, что перед каждым матчем происходят жестокие драки, что было, в общем, неправдой. Пресса, для увеличения тиражей, часто преувеличивала. Однако ничего конкретного не было принято для решения проблемы, и ухудшение обстановки на трибунах было делом времени. На новый уровень футбольный хулиганизм поднялся в 1967 года после массового погрома, учиненного фанатами «Манчестер Юнайтед» около стадиона клуба «Вест Хэма», после матча. Это стало первой крупной дракой между фанатами, и именно с этого события часто начинают отсчет рождения футбольного хулиганизма.
Новому взрыву насилия на футболе способствовало появление скинхедов на трибунах. Произошло это в 1969 году. Изначально не являясь праворадикальным движением, оно с самого начала отличалось склонностью к насилию, что зачастую приводило к беспорядкам. Их колоритные личности привлекали внимание фоторепортеров, что стоит учитывать, привлекало внимание к фанатизму все новых и новых людей из-за частых статей в прессе. К началу 70-х годов вырабатывается своеобразный кодекс чести, которого должен был придерживаться каждый, относящий себя к футбольным хулиганам. Одним из его особенностей было то, что драки должны были происходить только на футболе. Никаких контактов на концертах и городских праздниках. С 1971 года проблема футбольного хулиганизма начала привлекать пристальное внимание полиции. А с 1972 года «Ноттингем Форест», чья домашняя посещаемость снизилась из-за беспорядков на трибунах с 20 до 10 тысяч, был вынужден соорудить на трибунах стадиона разградительные решетки. В начале 70-х годов появляется первая фанатская мода, перенятая от скинхедов: одежда от «Ben Sherman», джинсы «Levis» и ботинки «Dr Martens». Однако атрибутика еще оставалась в моде. В 1974 году происходит первое убийство на футболе – от руки 14-летнего фаната клуба «Болтон» погибает фан «Блэкпула». С 1976 года на стадионах вводятся скрытые камеры. На секторах стадиона практически исчезают беспорядки, они переносятся на улицы городов. В 1976 году гибнет еще один болельщик. Шеф полиции Великобритании потребовал приостановить на год чемпионат Англии, чтобы полиция смогла лучше подготовиться к борьбе с хулиганами. Призыв был проигнорирован. Вместо этого на экранах страны появился документальный фильм «Панорама» о фанатах «Миллуолла», ставший очень популярным. Все фанатские группы придумали себе название, а фанатское движение обрело новую популярность.
С 1979 года начинается новый этап в жизни английского фанатизма, который продолжается до сих пор и принят за основу во многих европейских странах. С 1979 года футбольное насилие – это «casuals». У футбольных фанатов появилась своя культура, которая была прежде всего связана с модой и футболом. С конца 1980-х годов фанаты старались одеваться в стильную, дорогую одежду . Среди разных клубов была популярна одежда разных фирм, и по одежде можно было различить, какой клуб поддерживает тот или иной человек. Лондонцев, например, отличали по белым кроссовкам. Для полиции же это изменение стало лишней головной болью – стало чрезвычайно трудно выяснить, кто за какой клуб болеет. Органы правопорядка уже не могли отследить группы хулиганов, проникающих в город, что создавало лишние проблемы. С этого времени хулиганы приобретают небывалую организованность. Драки становятся все масштабнее, все чаще в них используется холодное оружие. В 1983 г. UEFA предупредила английскую Федерацию футбола, что если она не возьмется за борьбу с хулиганами, то английские клубы будут отстранены от участия в еврокубках. 1985-й год стал самым трагичным в истории английского хулиганизма. 29 мая этого года на стадионе «Эйзель» в Брюсселе из давки, спровоцированной фанатами «Ливерпуля» погибло 39 болельщиков «Ювентуса». Английские клубы на 5 лет были отстранены от еврокубков.
Таковы основные вехи возникновения футбольного фанатизма и футбольного хулиганизма в Англии.
История возникновения футбольного фанатизма в Советском Союзе
Отправной точкой, с которой начиналось фанатское движение в СССР, служит середина 70-х гг. прошлого века. Точный год указать сложно, т.к. разные стороны (с одной стороны, хронографы спартаковского фандвижения, с другой, соответственно, армейского) утверждают разное. Но тем не менее, основателями фанатского движения в СССР стали спартаковские болельщики. Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определенном секторе, скандировать речевки и т.д. Тогда на это органы правопорядка смотрели косо, в газетах стали появляться обличительные статьи. В 1976 году к ним подтягиваются болельщики ЦСКА пока еще очень малочисленные. Уже в то время начинается противостояние между поклонниками этих двух команд. Самой реалистической причиной этого противостояния была та, что врагами поклонники ЦСКА и «Спартака» стали из-за хоккея 1976-77 годов, когда эти команды сражались за золото. А, может, просто потребовалось наличие близкого врага для дальнейшего развития движения, по образу и подобию того, что в тот время происходило в Англии. Бум на футбольный фанатизм произошел в 1977 году, когда «Спартак», вылетевший в 1-ю лигу, обрел огромное количество болельщиков (!). 1977-й год стал также годом основания первых фанатских бригад. В целом в конце 70-х годов наблюдался подъем в лагере спартаковских фанатов и очевидный кризис в стане болельщиков ЦСКА, которых ходило максимум по несколько сотен на матчи своей команды, и они часто были биты со стороны преобладающей спартаковской торсиды. К началу 80-х годов намечается и создание фанатских групп у других московских команд.
Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981-й год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и как следствие, эффективно противостоять болельщикам «Спартака». На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, прежде всего в Киеве – втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков "Спартака" под эгидой ЦК ВЛКСМ. Но он оказался кратковременным предприятием, действовал только несколько недель, в течение которых "Спартак" сыграл пять своих матчей. Однако вскоре последовали санкции, в прессе появились разгромные статьи, посвященные фанатизму, и хорошая идея была загублена. Второй Клуб болельщиков "Спартака" появился 12 декабря 1987 года . Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона.
В это же время в "Спартаке" появился новый президент: ушел Шляпин, пришел Романцев, который, как известно, весьма критически относится к болельщикам. При нем прекратились встречи фанатов с футболистами и руководством. К тому же сама жизнь стала меняться, наступило время рыночных отношений, больно ударивших по финансовому положению клуба. Все это сказалось на том, что Клуб болельщиков просуществовал до 1990 года, и последним его мероприятием был выезд красно-белой «торсиды» в Неаполь. В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и "Спартака" был практически заключен нейтралитет. Он был связан с тем, что один из авторитетных спартаковских фанатов по кличке Рифат предложил создать общий клуб болельщиков всех команд, причем подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и т.д.). Клуб так и не возник, но на протяжении ряда лет, пока продолжался нейтралитет, за пределами стадионов не происходило массовых потасовок с участием поклонников ЦСКА, "Спартака" и "Динамо". Если мелкие драки и возникали, то только на трибунах, когда по ходу матча чисто футбольные страсти били через край. Этот нейтралитет пошел во вред спартаковским болельщикам. Они как-то успокоились, что дало возможность фанам ЦСКА встать на ноги и укрепить свои ряды.
Сегодня молодое поколение спартаковских фанатов часто обвиняет "стариков" в том, что те ровным счетом ничего не предприняли для того, чтобы противостоять "воинам". Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы «держать себя в тонусе», начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР «Спартак» - «Динамо» (Киев). По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали «войну» с болельщиками из столицы Украины. Команду Валерия Васильевича Лобановского в середине 80-х годов называли "машиной XXI века". Именно киевское "Динамо" было главным соперником "Спартака" во всех последних чемпионатах СССР, что, естественно, не могло нравиться радикалам . Были конфликты у спартаковских фанатов и с прибалтийскими болельщиками. Первый европейский выезд спартаковцы провели в 1988 году, когда 25 человек отправились в Бухарест на матч с местной «Стяуа».
Сегодня молодое поколение спартаковских фанатов часто обвиняет "стариков" в том, что те ровным счетом ничего не предприняли для того, чтобы противостоять "воинам". Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы «держать себя в тонусе», начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР «Спартак» - «Динамо» (Киев). По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали «войну» с болельщиками из столицы Украины. Команду Валерия Васильевича Лобановского в середине 80-х годов называли "машиной XXI века". Именно киевское "Динамо" было главным соперником "Спартака" во всех последних чемпионатах СССР, что, естественно, не могло нравиться радикалам . Были конфликты у спартаковских фанатов и с прибалтийскими болельщиками. Первый европейский выезд спартаковцы провели в 1988 году, когда 25 человек отправились в Бухарест на матч с местной «Стяуа».
Итак, футбольный фанатизм в советское время развивался отдельно от английского, который, в свою очередь, развивался очень бурно и послужил источником «идей» для фанатского движения почти во всех странах Европы.
Типы футбольных болельщиков и их классификация
Футбольные фанаты – кто они? Для исследователей это, пожалуй, один из центральных вопросов. Можно ли всех болельщиков назвать футбольными фанатами? Если нет, то какая грань между футбольным фанатом и простым болельщиком? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе имеет смысл классифицировать футбольных болельщиков.
Всех их можно разбить следующие типы. К первому относятся самые многочисленные – телевизионные. Они наблюдают за своей любимой командой исключительно по телевизору.
Второй тип футбольных болельщиков – это взрослые, сформировавшиеся в плане психологии и системы ценностей люди, которые постоянно или время от времени ходят на стадион поддержать свою команду. В молодежной околофутбольной среде их иронично называют «кузьмичами», т.е. людьми, не имеющими никакого отношения к культуре фанатизма. Другое название этого типа болельщиков – «животы». Так, как правило, называют обеспеченных людей, поддерживающих команду за рубежом. Нежелание их вникать в суть футбольного фанатизма естественно. Они имеют работу, семью и т.д., футбол стал не смыслом их жизни, а своеобразной отдушиной, где можно либо зарядиться дополнительными эмоциями, либо выплеснуть лишние. Как правило, происходит и то, и другое. Есть среди них и просто любители футбола, которые считают, что за красотой игры по телевизору наблюдать не имеет смысла – футбол по-настоящему можно оценить только на стадионе. Трудно не согласится с этим... Что интересно, зачастую этот тип болельщиков средства массовой информации ошибочно называются «футбольными хулиганами». Особенно это относится к англичанам, которые часто принимают участие в драках за пределами своей страны. После задержания полицией участников различных потасовок выясняется, что задержанные в Англии раньше никогда не были замечены в драках на футбольной почве, а по своему социальному статусу находятся на достаточно высокой ступени, вплоть до директора банка или хозяина какой-нибудь частой компании. Представители СМИ, как правило, лишь поверхностно разбирающиеся в ситуации, мешают в одну кучу футбольных хулиганов и подгулявших любителей футбола, делая на основе ошибочных умозаключений выводы, совершенно не соответствующие истине.
Третий тип – «скарферы». Отличительная черта — обязательное наличие фанатского шарфа-«розы» даже в 30-градусную жару и клубных футболок (как правило, фирменных). Большинство скарферов — люди абсолютно вменяемые и законопослушные, именно за это, видимо, их чаще всего и «прессуют» наши доблестные органы правопорядка.
Четвертый тип футбольных болельщиков – как правило, несовершеннолетние, использующие футбол как предлог для участия в драках. В фанатской среде их называют либо «фантомасами», либо «карликами». Относятся к ним крайне негативно, потому что они – абсолютно не имеющая индивидуальности масса людей, которая, в общем-то, равнодушна к команде, за которую болеют, и к словам старших товарищей. Эта прослойка людей есть почти в любой молодежной субкультуре, и она имеет собирательное определение: «гопники ». Т.е. люди, которые, не имея повода подраться, ищут его благодаря трениям, возникающим между теми или иными группировками болельщиков. Именно их часто СМИ называет футбольными фанатами, что в корне не верно. «Карлики», как таковые, почти не имеют никакого отношения к футбольному фанатизму, они далеки от этой субкультуры. Они понимают только верхушку айсберга, считая, что футбольный фанатизм – лишь лишний повод подраться, при этом, не принимая идеологию тех или иных групп футбольных фанатов, не разбираясь в правилах поведения в рамках этой субкультуры. Зачастую они не являются футбольными болельщиками и в обычном понимании этого слова, не знают игроков команды; им безразлично, выиграет команда или проиграет. Они, что называется, болеют не за команду, а за имя. Название клуба – ни что иное, как знамя, под которым идут в бой, чтобы нанести поражение фанатам другого клуба.
Пятым типом футбольных болельщиков можно считать как раз футбольных фанатов или ультрас. Это люди, чей средний возраст приближается к двадцати одному году. Они осознанно принимают культуру футбольного фанатизма, т.е. те правила, по которым играют люди, относящиеся к этому движению.
К шестому типу относятся так называемые «фантики» - школьники 12-15 лет, пытающиеся во всем подражать своим старшим «братьям» ультраса. Так сказать подрастающая смена.
Седьмой тип футбольных болельщиков представлен футбольными хулиганами или хулы. Это главные участники сражений до, после и во время матчей, члены хорошо организованных бригад, со своей идеологией, уставом, врагами и друзьями, целями и задачами. Именно их СМИ пытаются постоянно выставить «группой обкурившихся (пьяных) подростков», по неведению путая их с «фантомасами» и представляя проблему куда менее глубокой, нежели она есть. Хорошо подготовленные акции выдаются за результат деятельности все тех же «обкурившихся подростков». Таким образом, государство пытается увести общественное мнение в сторону от острых проблем, подменяя социальные явления, с которыми надо либо бороться, либо искать средства для направления энергии их участников в мирное русло, простым «отсутствием детских спортивных кружков», где детишкам нечем заняться. Что, в Англии, Германии и других развитых странах, где футбольный фанатизм и, главное, хулиганизм цветет пышным цветом, нет спортшкол, где дети могут занять свое свободное время? Конечно, есть, просто государство не скрывает этой проблемы и пытается найти способ для контролирования футбольных фанатов. Для борьбы же с футбольными хулиганами принимается ряд мер уже уголовного порядка.
Важно разобраться в субкультуре футбольных болельщиков, прежде всего футбольных фанатов и футбольных хулиганов. Если говорить о советском времени, то главное для футбольного фаната было количество выездов, т.е. поездок со своей командой в другие города. Чем дальше были города, где играла команда, тем почетнее этот выезд считался. Обладатели «золотого сезона», т.е. когда фанат посещал все домашние и выездные игры команды, были уважаемыми людьми. В общем же, больше всего ценилась преданность клубу. Разница между футбольными хулиганами и футбольными фанатами была невелика. В начале 80-х годов, чтобы выжить, им приходилось драться, поэтому зачастую футбольные фанаты были одновременно и «боевиками». Тогда не было какой-то особой подоплеки. Были четко осязаемые враги, были матчи дома и в других городах, которые надо было посетить; были атрибутика, общий сбор на секторе и попытки организовать поддержку (шумовую и визуальную, в зависимости от лояльности милиции и собственной фантазии). Вот и вся их «субкультура». У спартаковцев было, примерно, то же самое, только разве что их уровень «фанатизма» находился на шаг впереди болельщиков других команд. По слухам, среди болельщиков «Спартака» был человек, живущий в Англии, который и поделился со своими товарищами наблюдениями, как развивается фанатизм в Великобритании. Так что спартаковские фанаты создавали свое движение не из ничего, а основываясь уже на каком-то базисе, который разработали их английские «коллеги». Постепенно фанатизм в СССР вошел в стадию стагнации, чтобы начать возрождаться только с началом стабилизации положения в стране. Кстати, это наводит на очень интересную мысль: футбольный фанатизм начинает развиваться только на фоне стабильности в стране. В период же разброда и шатаний футбольный фанатизм уходит в сторону, а когда в экономическом плане намечается какая-то стабильность, выныривает из тени.
Постсоветский, точнее сказать российский и украинский (поскольку именно в этих странах футбол имеет наибольшее развитие) футбольный фанатизм пришел к тому, что было какое-то время назад в Англии.
В дальнейшем, конечно же по логике вещей надо было бы описать развитие фан-движения в Украине, но, к сожалению, за неимением полной и достаточно достоверной информации не хочется сразу же вступать полемику, которая может неизвестно куда завести. Поэтому давайте остановимся на развитии фан-движения нашего северного соседа. А информационный пробел по Украине в этом вопросе восполним вместе с помощью комментариев, которые, надеюсь, появятся к этой статье со временем.
Самым первым и, наверное, основным признаком возрождения футбольного фанатизма в России стали, создаваемые с 1994 года, группы фанатов ЦСКА и «Спартака». У фанатов ЦСКА фирма «Red-Blue Warriors» была продолжением старого армейского движения, которое лишь получило звучное название. В случае же с «Flint’s Crew», первой новой группировкой спартаковских фанов, образовавшейся на философском факультете МГУ , имело место быть совершенно новое явление, говорящее о возрождении интереса у молодежи (причем, если судить по этим двум группировкам, в большинстве своем интеллектуальной молодежи) к околоспортивному движению. В то время, несмотря на информационный бум, происходящий в России, фанатское движение, по сравнению с европейским, оставалось на примитивной стадии развития. Однако со временем положение вещей стало меняться. Московский фанатизм окончательно взял курс на Англию, с ее «атлетической» формой поддержки. В Англии, как писал Дуг Бримсон в своей книге «Barmy Army»: «…фанатизм – мода плюс футбол». Отсюда минимальное количество атрибутики. Нет того фейерверка красок, что мы видим в южных европейских странах, прежде всего в Испании и Италии. Ближе к концу 90-х годов российский фанатизм пришел к этой формуле Бримсона. Фанатская мода под названием «casual» захватила умы футбольных фанатов России, что говорит о незрелости российского фанатского движения в России.
Вторая часть формулы «мода+футбол» подразумевает под собой поддержку команды. В этом направлении, как и по части моды, футбольные фанаты явно не дотягивают до своих английских коллег. Все, кто наблюдает матчи английской Премьер-лиги, наверняка обращал внимание на слаженное пение английских фанатов. Этот способ поддержки своей команды указывает на их организованность – одновременно поет несколько сотен, а то и тысяч человек. В России же (впрочем, как и в Украине) фанатам пока особо не хватает фантазии на свои гимны, да и с организацией не все в порядке: как правило, каждый сектор скандирует в разнобой, хотя, надо признать, отдельные успехи в этом направлении есть. В их числе переклички через сектор, когда один сектор является ведущим, а второй – ведомым, повторяющим фразы за первым.
Вторая часть формулы «мода+футбол» подразумевает под собой поддержку команды. В этом направлении, как и по части моды, футбольные фанаты явно не дотягивают до своих английских коллег. Все, кто наблюдает матчи английской Премьер-лиги, наверняка обращал внимание на слаженное пение английских фанатов. Этот способ поддержки своей команды указывает на их организованность – одновременно поет несколько сотен, а то и тысяч человек. В России же (впрочем, как и в Украине) фанатам пока особо не хватает фантазии на свои гимны, да и с организацией не все в порядке: как правило, каждый сектор скандирует в разнобой, хотя, надо признать, отдельные успехи в этом направлении есть. В их числе переклички через сектор, когда один сектор является ведущим, а второй – ведомым, повторяющим фразы за первым.
В целом же футбольный фанатизм пока получил какое-то развитие только в Москве и Петербурге. Видимо, опять срабатывает правило, что он процветает только в относительно благополучных регионах. Вообще, специфика России, которая состоит в огромном пространстве государства и неодинаковом экономическом благополучии регионов, самым неблагоприятным способом сказывается на российском футбольном фанатизме. Если в Петербурге и, особенно, в Москве количество фанатов на число простых болельщиков достаточно велико (до 90% на некоторых матчах), то в провинции дело обстоит совершенно по-иному. Против нескольких тысяч (а то и больше десятка тысяч) у ЦСКА и «Спартака» в Москве, в провинции культуру фанатизма приняли максимум по несколько сотен болельщиков каждой из команд российской Премьер-лиги. Там фанаты в основном состоят из студентов учебных заведений. Остальная же часть молодежи пренебрежительно называется «гопотой», даже если и имеет какое-то отношение к футболу. Такой территориальный разброс российских фанатов имеет свои особенности, которые в Европе почти не заметны. Так Петербург, в отличие от Москвы, придерживается южно-европейского способа поддержки своей команды: множество флагов, атрибутики, серпантин, бросаемый с трибун, превращает футбол в яркое зрелище, несколько отличное от напряженной обстановки на трибунах, что была в Англии начала 90-х годов.
Футбольные хулиганы
Столь пристальное внимание со стороны прессы к футбольным фанатам, как нашей стране, так и во всем мире, приковано во многом благодаря футбольным хулиганам. Так кто же такие футбольные хулиганы, которых так часто путают с большой массой футбольных фанатов, «фантомасов» и т.д.? Именно футбольные хулиганы стали основоположниками фанатского движения в Англии, создали свою моду, стиль жизни и т.д. Одним из главных признаков hool-движения стало наличие своих фирм. Если фанаты, не преследующие в футболе никаких радикальных целей, могут быть сами по себе, с помощью Интернет или других источников информации, типа фанатских журналов, находиться в курсе событий, не боясь отстать от новых веяний, то футбольные хулиганы сколачивают группы, чтобы выжить. Эти группы складываются, как правило, по территориальному признаку. Этих групп может быть огромное количество у одной и той же команды и возникают они, как грибы после дождя. У фанатов московского ЦСКА, например, долгое время наблюдался крен в сторону централизма, где «Red-Blue Warriors» были ядром (порядка 80-ти человек), все остальные ходили как бы «под ними». Вместе с тем, у фанатов ЦСКА никогда не было так называемой «дедовщины», тогда как у спартачей, особенно на выездах, до недавнего времени это было в порядке вещей. В большинстве стран фирмы дают себе названия с помощью английских слов, как бы отдавая дань уважения основоположникам фан-движения. Второй отличительной чертой футбольных хулиганов, от основной массы фанатов, является, как уже видно из названия этой группы футбольных болельщиков, – участие в околофутбольном насилии. Уже прошло время, когда футбольные хулиганы были одним и тем же, что и так называемые «карлики» или «фантомасы». Теперь фирмы имеют свою идеологию и, что особенно важно, кодекс чести. По этим правилам футбольные хулиганы сами отделяют себя от общей массы футбольных фанатов. Они договариваются не нападать на футбольных болельщиков, носящих атрибутику, не использовать холодное оружие в схватках друг с другом. Все места встреч обычно заранее оговорены, кроме отдельных случаев, когда идет настоящая охота друг за другом. Правда, не всегда эти правила выполняются, особенно, касательно холодного и метательного оружия.
После сражений то та, то иная сторона выдвигает претензии к противнику, обвиняя в использовании «аргументов» (так называется на языке фанатов все то, что позволяет одержать верх в рукопашной схватке и запрещено по принципам «fair play»). Другим отличительным признаком наших футбольных хулиганов является их идеологизированность, в отличие от большинства европейских фанатов, которые поддерживают свою команду прежде всего по территориальному признаку. В целом, о футбольном хулиганизме можно сказать –это явление, с одной стороны - локомотив фан-движения, а с другой - его тормоз. Все новые веяния поддержки команды идут сегодня от футбольных хулиганов - самых активных участников фан-движения. С другой стороны, насилие до, после и во время футбольных матчей отталкивает множество людей от их посещения.
После сражений то та, то иная сторона выдвигает претензии к противнику, обвиняя в использовании «аргументов» (так называется на языке фанатов все то, что позволяет одержать верх в рукопашной схватке и запрещено по принципам «fair play»). Другим отличительным признаком наших футбольных хулиганов является их идеологизированность, в отличие от большинства европейских фанатов, которые поддерживают свою команду прежде всего по территориальному признаку. В целом, о футбольном хулиганизме можно сказать –это явление, с одной стороны - локомотив фан-движения, а с другой - его тормоз. Все новые веяния поддержки команды идут сегодня от футбольных хулиганов - самых активных участников фан-движения. С другой стороны, насилие до, после и во время футбольных матчей отталкивает множество людей от их посещения.
Но нельзя не учитывать, что футбольный фанатизм – явление социально широкое и открытое. Оно не имеет никаких фильтров, которые отсеивали бы представителей той или иной субкультуры. Вещи, которые происходят по вине тех или иных футбольных хулиганов вне околофутбольных событий, нельзя однозначно списывать на футбольный фанатизм.
При этом всевозможные политические силы всячески стараются привлечь к себе внимание футбольных фанатов. Многие политические деятели стараются всячески произвести впечатление на футбольных фанатов. С фанатами стараются работать различные политические организации, преследующие не совсем понятные цели… Не буду называть здесь их названия и делать тем самым им рекламу. Но, думаю, те люди которые «находятся в теме» прекрасно должны понимать о ком идет речь.
Сами футбольные хулиганы часто говорят о своей аполитичности, при этом зачастую являясь носителями националистических, ультраправых или наоборот ультралевых взглядов.
Так кто же такие футбольные фанаты? Фанаты все практически в один голос утверждают, что они должны быть обладателями патриотических идей. С этим трудно не согласится – если бы эти идеи рассматривались в нормальном понимании этого слова. Быть патриотом – это совсем не то же самое, что быть националистом! При этом фанатская идеология совсем не то же самое, что националистическая. Она может носить любые формы, но главное здесь – какая цель ставится перед футбольными фанатами.
Еще одно одно распространенное утверждение о том, что футбольные фанаты – не болельщики. Для примера приведем критерии, которым должны соответствовать люди, желающие вступить в фан-движение.
«Что нужно для того, чтобы стать им стать? - Прежде всего необходимо, чтобы ты болел за КОМАНДУ, не просто интересовался футболом или любил побить морды, а был болельщиком до мозга костей, чтобы кровь у тебя была желто-синяя (другие варианты в зависимости от цветов клуба: бело-синяя, сине-черная, красно-белая и пр.), а футбол был бы тебе так же необходим, как воздух. Без этого невозможно быть фанатом. Любовь к КОМАНДЕ - это основной твой жизненный принцип, который нас интересует. Твои политические убеждения нас мало заботят, хотя … (как правило, всегда есть оговорки с указанием на предпочтения). Пить ты тоже можешь, сколько твоей душе угодно, но ты обязан быть трезвым тогда, когда это нужно (на трибуне, на выезде и т.д.). Если же ты имеешь склонность к наркотикам, то желая попасть в наши ряды, ты должен отказаться от этой поганой привычки». Вот примерно такой эталон присущ практически всем фан-группировкам не зависимо от названия и цветов клуба.
Не правда ли, несколько развенчиваются сразу два дежурных штампа СМИ и милиции, когда они пытаются сказать людям «правду» о футбольных хулиганах после очередного инцидента, связанного с околофутбольным насилием. Первый штамп о «неболельщиках». Дескать, это делают люди, ничего не понимающие в футболе, которым лишь бы подраться, т.е. сознательно скрывается, что есть люди, которые разбираются в футболе, являются преданными болельщиками своей команды, и при этом приходят подраться. Второй штамп – нахождение фанатов в алкогольном или наркотическом опьянении. Сразу видно, что опять милиционеры сражались не с теми, кто действительно устраивал околофутбольные беспорядки, кто трезв и уж тем более не находится под воздействием наркотиков. Так с кем же борется милиция?..
А теперь перейдем к следующему важному фактору в дальнейшем развитии футбольного фанатизма: взаимоотношения власти и футбольных фанатов. Как показал опыт Англии, чем цивилизованнее становилось отношение к фанатам со стороны полиции, тем меньше конфликтов случалось непосредственно на трибунах. Сейчас на английских стадионах порядок осуществляет минимум полицейских (не находящихся в непосредственной близости от болельщиков). Такие функции, как наблюдение за порядком, недопущение давки и т.д. осуществляют так называемые стюарды, часто набираемые из бывших болельщиков. Как показывает практика, беспорядки на матчах Премьер-лиги в Англии стали большой редкостью.
Беспорядки на трибунах без присутствия милиции – это миф. Во всяком случае, на фанатских секторах, где собираются все футбольные хулиганы – с кем им там драться? С друзьями? Сколько по телевизору показывали схваток на трибунах (исключаем единичные случаи конфликтов между простыми болельщиками в «смешанных секторах») и все они происходили между милицией (как правило, ОМОНом) и фанатами. Причина? Как правило, попытка милиции изъять из толпы человека, запалившего фальшвеер или дымовуху. Наличие большого количества милиции перед агрессивно настроенной толпой постоянно сопровождается провокациями со стороны футбольных хулиганов. Это очевидно. Начиная усмирять фанатов, милиционеры банально поддаются на провокации, при этом не чувствуя за собой никакой вины. Однако методы борьбы с этим могут приниматся абсолютно разные. В Англии решили отвести стражей правопорядка подальше от секторов с болельщиками, контролируя ситуацию с помощью скрытых камер, частных охранных агентств и стюардов. У нас же (до недавнего времени особенно) предпочитают наводнять стадионы милицией. Где чаще возникают беспорядки на трибунах? На тех стадионах, где много милиции, или наоборот, где ее мало? Как уже говорилось выше, в Англии порядок на секторах поддерживают стюарды, не вызывающие у футбольных фанатов негативных эмоций. Вполне возможно, что будут использованы и другие прогрессивные наработки европейской полиции в этой области.
В целом, футбольный фанатизм напрямую зависит от обстановки в стране. Насилие из него не уйдет никогда, видимо, это в природе человека. Но у нашей власти есть способы сделать так, чтобы оно причиняло как можно меньше ущерба окружающим. Важно понимание проблемы, ее кропотливое изучение и подход к вопросу не «для галочки», а для того, чтобы действительно ее решить. Не менее важно понимание и того, что «полицейскими» методами проблема лишь загоняется внутрь, чтобы в свое время взорваться, не выдержав напряжения.
От обстановки в стране будет зависеть и наличие среди футбольных фанатов праворадикальных элементов. Футбольные фанаты являются хорошим индикатором – среди них есть все пласты нашего общества. Стоит ли обвинять фанатское движение в элементах национализма? Ровно настолько, насколько остальное общество.
От обстановки в стране будет зависеть и наличие среди футбольных фанатов праворадикальных элементов. Футбольные фанаты являются хорошим индикатором – среди них есть все пласты нашего общества. Стоит ли обвинять фанатское движение в элементах национализма? Ровно настолько, насколько остальное общество.
С использованием материалов Crazy Sid
Ярлыки:
Наш support
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 коммент.:
andrew
Статья интересная, но текст такого объема сложно читается (широкая строка). Если можно как-то разбивать абзацы на две колонки, если конечно такое возможно на блогспоте.
Или хотя бы вставлять пустую строку между абзацами (а не только между разделами), а то текст сплошняком идет.
Отправить комментарий